Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

E-mail Печать
(2 оценок, средняя: 5.00 , максимум 5)

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня   Праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлен в день 14 августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России – митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском – внуке Владимира Мономаха.

   Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, и второму из Ростова на болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Христова. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные молитвы и приобщался Божественных Тайн Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс. 146.10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам, и все, павши на колени, молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. После усердной молитвы все лобызали святую икону и Честный Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною, и Пречистая Богородица оказывала им помощь.

   Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осияющие все войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.

   Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное же чудо – исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

   Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой, они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения Честного Креста, потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.

   Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа Православною Церковью совершаются два торжества, различные по своему происхождению:

   1) происхождение Честного и Животворящего Креста Господня,

   2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

   В греческом часослове так объясняется происхождение первого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (13 августа), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т. е. св. Софии), с настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста». 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. «Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинопо-ля – освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца – и послужил основанием праздника в честь Святого и Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 14 августа». Уже в IX в. существовал этот обычай изношения Честного Древа из царских палат в церковь св. Софии пред 14 августа; канон же на предпразднество Креста 13 августа, написанный для настоящего случая (канон начинается словами: «Крест предгрядый божественный»), приписывается Георгию, еп. Амастридскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число.

   В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 13, ни 14 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России ок. 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.    В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси Киевским князем Владимиром, произошедшем 14 августа 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу.


Редакция
газета «Жизнь православная» 2009 #8 (86)

Перейти в форум для обсуждения статьи

 

ЕЩЕ НА САЙТЕ

Задайте свой вопрос священнику в форуме, найдите друзей в чате знакомств, посмотрите фотографии наших пользователей в фотогалерее и добавьте свои. Узнайте о церковной жизни из православного календаря, читайте газету «Жизнь Православная»!

Сейчас на сайте

Сейчас 6 гостей онлайн